Вступление в Ассоциацию СРСО
Вступление в Ассоциацию СРСО
Обмен баннерами
Союз работодателей Самарской области
100 летие со дня рождения Чечени Л.С.

1 августа 2013 года 100 лет со дня рождения выдающегося человека, внесшего значительный вклад в развитие отечественного моторостроения и Самарского региона, бывшего директора завода им.М.В.Фрунзе ныне ОАО "Кузнецов" ЧЕЧЕНИ ЛЕОНИДА СТЕПАНОВИЧА, возглавлявшего завод с 1961 по 1982 годы. Самарская область прославилась не только своей красивой природой с великолепными Жигулевскими горами, широкими степными просторами, но и удивительными людьми. Стойкие, умные, выдержанные люди создали уникальные промышленные предприятия, ставшие известными не только в России, но и далеко за ее пределами.
Одним из таких предприятий является авиамоторостроительный завод, запомнившийся в народе, как завод № 24 им. М.В.Фрунзе, сейчас акционерное общество «Кузнецов».

На данном предприятии производились лучшие образцы двигателей советского авиадвигателестроения на самолеты: ТУ-95, ТУ-114, ТУ-160, ТУ-22М, двигатели для ракетных комплексов «Р-7», «Н-1» и др. важная продукция.
В образе жизни, характере, поведении этого человека отражается та эпоха, которой свойственно было - активно и целеустремленно двигаться вперед, решая важнейшие государственные задачи, осуществляя технические прорывы, выполняя социальные обязанности коллектива предприятия.
Приехав из г.Запорожья, после окончания авиационного техникума в г.Куйбышев, в тяжелую годину для страны в 1941 году, Чеченя Л.С. назначается начальником бюро машиностроительного завода, имел звание техник-механик.



Труднейшие годы войны закалили характер и волю этого способного человека. Постоянное стремление к самосовершенствованию подвигло его на учебу в Куйбышевском авиационном институте, который он закончил успешно, а в последствии защитив диссертацию, получил звание кандидата технических наук. Страстность в познании глубины дела, уживчивость среди коллектива было замечено советскими партийными органами и Леонид Степанович стал продвигаться по служебной лестнице.
В 1958 году приказом Министра авиационной промышленности СССР он назначается Главным инженером завода.
В этом же году Правительство СССР поставило перед заводом сверхответственную задачу - освоить в кратчайшие сроки, неведомую до сего производство двигателей для ракеты - носителя «Р-7», которую выпускал завод «Прогресс», «семерку» как ее называли в народе. Генеральным конструктором был академик Глушко В.П.
Вся организаторская деятельность Чечени Л.С. была сосредоточена на технической подготовки производства, создание испытательного комплекса в пос.Прибрежный.
Срочное освоение и запуск серийного производства ракетных двигателей контролировалось Правительством страны и считалась как оборонная, военная задача жизненной важности, поэтому ответственность руководителей завода, коллектива была огромной и требовала проявления порой нечеловеческих усилий для достижения цели.
Сейчас даже трудно поверить, что такую задачу можно было выполнить за один год, как говориться начиная с «нуля», освоить производство ракетных двигателей, не имевших в то время себе равных в мире. И фрунзенцы справились с этой задачей, совершив настоящий подвиг- в декабре 1958 года начались стендовые испытания первых ракетных двигателей.
Этот период работы завода характеризуется как период большого технического совершенства производства, позволивший уже в 1960 году развернуть подготовку производства ракетных двигателей для запуска человека в космос.
12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый в мире облет земли на ракете с двигателями куйбышевских моторостроителей.
За особый вклад в организацию производства ракетных двигателей Л.С.Чеченя Правительством страны награжден орденом «Ленина». И по сегодняшний день все пилотируемые полеты российских и зарубежных космонавтов производятся с двигателями фрунзенцев.
В 1961 году Леонид Степанович приказом Министра авиационной промышленности страны назначается директором моторостроительного завода им, М.В.Фрунзе, проработав на этом посту до октября 1982 года.
С этого периода перед заводом ставились все новые и новые государственные задачи. Сложная международная обстановка того времени требовала качественно нового производства — создание сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков. Двигатели для этой техники были разработаны в ОКБ под руководством выдающеюся кона рук юра, академика Н.Д.Кузнецова, производство поручено моторостроительному заводу им.М.В.Фрунзе.
Большие трудности, помимо жестких сроков были обусловлены тем, что необходимо было развернуть производство с применением принципиально новых видов технологических процессов, а для этого требовалось новое уникальное оборудование, обучение рабочих, инженерно-технических работников завода, применять новые методы организации труда.
Как и с освоением производства ракетных двигателей, снова наступили жесткие сроки освоения, при этом особая значимость придавалась качеству и надежности работы двигателей.
Ведь, скажем, на самолете ТУ-95МС располагались ракеты с атомными зарядами и надежная работа авиадвигателей - особая государственная ответственность. Поэтому производство столь ответственной техники постоянно требовало совершенствования технологических процессов: коренная перестройка литейного производства, особенно литье «вихревых» турбинных лопаток, механосборочных производств, испытательных стендов.
Тесная связь завода с ОКБ Н.Д.Кузнецова сыграли огромную роль в успешном освоении сложнейшей техники. Рассмотрение всех технических, конструкторских, организационных вопросов всегда решались совместно и оперативно в исключительно деловой обстановке. Сказывалось и личное взаимоуважение академика Н.Д.Кузнецова и директора завода Л.С.Чечени.
Такая тесная совместная работа позволила обеспечить страну двигателями НК-25, НК-32 с высокой степенью их надежности.
За время руководством завода Л.С.Чеченя уделял самое пристальное внимание труженикам. При чем, ощущалась органическая связь с партийной, профсоюзной и комсомольской организациями. Ведь при слиянии этой доминанты и создается крепкая заводская жизнь. Он понимал, какие бы умные технические совершенства не придумывали конструкторы, инженеры, без квалифицированных рабочих рук, без совершенствования уровня среднего руководящего звена, не выполнить поставленных задач.
Для этого на заводе на постоянной основе шло обучение рабочих разных профессий, организовывались систематические занятия с инженерно-техническим персоналом, лекции которым читали профессорско-преподавательский состав Куйбышевских институтов: авиационного, планового, политехнического. На заводе активную роль играл заводской совет производственных мастеров. Безусловно, в успешной работе завода многое решал коллектив завода, но без консолидированного единоначалия вряд ли был успех. Удивительная работоспособность, воля, талант лидера Чечени Л.С. увлекали и зрелых и молодых работников завода, создавая гарантированный успех предприятию.
Самолеты с двигателями завода и сейчас поднимаются в небо на охрану рубежей Родины: ТУ-22, ТУ-95МС, ТУ-160.
Годы управления заводом Чеченей Л.С. - это годы всплеска роста объемов производства, номенклатуры выпускаемых двигателей.
Особой стороной этого всплеска проходила организация производства нового двигателя РН-12СТ, предназначенного для привода компрессорных установок по транспортировке природного газа. Разработчиком этого двигателя является ОКБ академика Кузнецова Н,Д. Быстро увеличивался рост компрессорных станций, росло и производство на заводе. Газ стал транспортироваться не только для нужд страны, но он транпортировался и за рубеж. До 70% транспортировка природного газа выполнялась двигателями фрунзенцев.
За успешную работу по выпуску двигателей НК-12СТ группа работников завода, ОКБ и Чеченя Л.С. награждены Государственной премией СССР.
Руководить крупным предприятием, а работало более 25 тысяч человек, мог только человек широкого кругозора, обладающий чувством ответственности не только за товарное производство, но и решающий социальные задачи.
По тем временам каждое крупное предприятие владело жилым фондом. Жилье - основа быта каждого работающего человека, это четко понимал Чеченя Л.С. Для этого при заводе было создано строительное производство. Ежегодно завод хозяйственным способом строил до 30,0 тысяч квадратных метров нового жилья, строил детские сады, школы.
Кстати, план социального строительства стоял особой строкой в государственном задании и директор лично нес ответственность. Кроме возведения нового жилья, а жилой фонд размещался на территории города в четырех районах, требовался и его ремонт. По коллективному договору определялся объем работы и его выполнение было свято.
Не только внутренними заводскими заботами и нуждами жил коллектив. Органическая связь с районами города, с членами семей трудящихся стали неотъемлемой обязанностью руководителя завода. Связь осуществлялась как через общественные организации, так директор завода Чеченя Л.С. лично участвовал как депутат местных органов. Особое внимание придавалось работе с молодежью, подрастающим поколением, с детьми работников завода. Для этого было созданы десятки подростковых клубов по различным направлениям. Эффективно действовало шефство над общеобразовательными школами Промышленного района нашего города.
Заботясь о физическом здоровье тружеников предприятия, ежегодно проводились общезаводские спортивные соревнования по различным видам спорта на стадионе «Восход».
Как депутат Верховного Совета СССР Чеченя Л.С. взял на себя обязательство по базовому закреплению за заводом футбольной школы Замятина В.П. и добился ее финансирования через Министерство авиационной промышленности напрямую. Эта школа воспитала многих талантливых футболистов, игравших в высшем эшелоне страны в городах: Куйбышев, Саратов, Казань, Москва и др.
Для оздоровления детей работников завода на берегу Жигулевского моря был построен прекрасный, лучший на то время, пионерский лагерь «Морской» на 880 детей в одну смену. Попасть в лагерь на отдых было честью и туда стремился каждый ребенок.
Чеченя Л.С. умел замечать успехи молодых тружеников завода, умел поощрять их рвение. Наиболее способные и преданные делу двигались по служебной лестнице, обеспечивались в первоочередном порядке жильем. Сплав молодого поколения, старейших работников цементировал весь коллектив завода на успешную работу. Как тогда бытовала присказка «Завод был на марше».
Что же сейчас находится в памяти руководителей и тружеников завода, жителей Кировского и Промышленного районов, знаменитой Безымянки, молодого поколения города и Самарской области о тех совершенных подвигах моторостроителей -фрунзенцев? Трудно ответить одним словом.
Прошли славные гагаринские чествования в честь 50-летия полета Ю.А.Гагарина в космос, много называлось имен, прославивших'этот подвиг, но о Чечене Л.С., о заводе моторостроителей забыли, словно без главного – двигателей - ракета ушла в космос.
На доме, по улице Краснодонской, установлена мемориальная доска памяти Чечени Л.С. Но она своим внешним видом производит впечатление спешки, временности. Не переименована ни одна из улиц, или проезда, или переулка именем Чечени Л.С., хотя других руководителей Безымянки увековечили.
Неужели так быстро стерлась память, а нынешнему поколению все равно?
За выдающиеся успехи Чеченя Л.С. удостоился звания Героя Социалистического труда, награжден орденами: «Ленина», «Октябрьской Революции», «Красной Звезды» и многими медалями. Много раз избирался депутатом местных Советов и Верховного Совета СССР.
По-разному относились к Чечене Л.С. в среде высшего и среднего звена начальствующего состава завода, были недовольные, но абсолютное большинство помнит его как самоотверженного, скромного, достойного человека.
В столетие со дня рождения Чечени Л.С. 1 августа 2013 года, мы должны его вспомнить, попросить у него прощения за безалаберную память о нем. Заводу его директор Чеченя Л.С. много оставил в заделе как технических, так и организационных решений. Они могут служить примером нынешним владельцам завода, его труженикам по выходу из застойного периода. Факт пусть отдаленный, однако, наводящий на размышления, а может и для применения.

Ветеран моторостроительного завода им.М.В.Фрунзе        А.А.Галдин
Контактный тел. 338-06-94


 


© Ассоциация «Союз работодателей Самарской области»
443010, г. Самара, ул Красноармейская, 17, офис 1
Тел. (846) 200-65-90, 332-11-64, 333-65-90 факс (846) 333-50-87
E-mail: srso63@уandex.ru Официальный сайт: www.srso.ru

11.12.2018 15:30